История корабля

История брига «Триумф» началась в далеком 1986 г., когда Борис Витальевич Сидоровский с группой единомышленников купили списанный рыболовный траулер, чтобы превратить его в парусник. Опыт строительства парусного судна у Бориса Витальевича уже был.

 «Я работал в Военно-Морском музее, был там начальником реставрационных мастерских, — рассказывает Борис Сидоровский, — поэтому я был вхож во все фонды и видел подлинные чертежи старинных голландских и немецких прогулочных яхт. „Триумф“ не копия какого-то конкретного корабля, это собирательный образ старинной яхты. Строили мы его сами, вместе с друзьями. Надо мной иногда подсмеиваются, мол, в адмиральской каюте в окнах обычное оргстекло вставлено! Но прошло тридцать лет, а оно даже не треснуло: я изучил строение яхт и создал такую геометрию корпуса, что при самом сильном шторме в окна долетают только брызги».

 

 

Работали по выходным, все делали вручную. Конечно, это был каторжный труд! Но оптимизм и любовь к морю сделали свое дело, и – трудно поверить! – менее, чем через год, в сентябре 1987-го, «Триумф» совершил свой первый выход под парусами.

 

КИНО

 

«Триумф» оказался уникальным: в 1987 г. таких парусных судов в России практически не было. Не удивительно, что кораблем, так хорошо стилизованным под старину,  заинтересовались кинематографисты: парусник наперебой приглашали (и до сих пор приглашают) сниматься в исторических картинах. Для этого он не раз менял свое оснащение, паруса, мачты, становясь то бригантиной, то шхуной, то галеасом.

Всего на счету «Триумфа» 27 картин: «Узник замка Иф» (1988 г., реж. Г. Юнгвальд-Хилькевич), «Битва трех королей» (1990 г., реж. Сухейль Бен-Барк и Учкун Назаров), «Гардемарины-III» (1991 г., реж. С. Дружинина), «Тайна королевы Анны» (1993 г., реж. Г. Юнгвальд-Хилькевич), «Повелитель луж» (2002 г., С. Русаков), «Андерсен. Жизнь без любви» (2006 г., реж. Э. Рязанов), «Пером и шпагой» (2007 г., реж. Е. Иванов), «Слуга государев» (2007 г., реж. О. Рясков), «Серебряный век» (2008 г., реж. Ю. Ерёмин, Л. Тимофеева), «Возвращение мушкетеров» (2009 г., реж. Г. Юнгвальд-Хилькевич), «Пётр Первый. Завещание» (2011 г., реж. В. Бортко), «Шерлок Холмс» (2013 г., реж. А. Кавун) и многие другие.

1987
   Дебютом «Триумфа» в кино стали съемки в «Узнике замка Иф» Юнгвальд-Хилькевича. Режиссер заинтересовался парусником еще в процессе его строительства и даже субсидировал изготовление мачт, блоков, верёвок и пошив парусов. В процессе превращения траулера в бриг все старое железо срезали и складывали на палубе, получилось что-то вроде баржи с металлоломом. Приехавший в июле в разгар работ Юнгвальд-Хилькевич недоверчиво спрашивал:
— И что, в сентябре все это будет ходить?

— Будет.

   Когда режиссер приехал в сентябре, схватился за голову:
— Вот это надо было на Черное море везти, а не то, что мы возили!

 

 

Результат превзошел его ожидания.

В фильме «Триумф» должен был «сыграть» яхту графа Монте-Кристо. Снимали много, но в итоге почти все вырезали, оставили только пару кадров идущего по волнам парусника. Тогда он еще был белоснежной бригантиной. 

Символично, что спустя ровно 20 лет после этих съемок, буквально месяц в месяц, Юнгвальд-Хилькевич вернулся на «Триумф» снимать продолжение своих «Мушкетеров». Тогда же именитый режиссер представил команде парусника свою жену, с которой познакомился на съемках «Узника замка Иф». Она играла роль Гайде, спутницы Монте-Кристо.

1989
«Триумф» снимается в «Битве трех королей» — масштабной исторической картине Сухейля Бен-Барка и Учкуна Назарова. Съемки, продлившиеся в общей сложности почти три месяца, велись на Черном море, в Ялте, куда бриг, для фильма переделанный в галеас (спущенные стеньги, большие треугольные латинские паруса и боевая раскраска), доставили на борту одного из грузовых судов «Волго-Балта». Борис Сидоровский отказался идти к Черному морю самостоятельно, предполагая, что после этого двигатель «Триумфа» придется просто выбросить. А в Ялте начались приключения. Местные власти целую неделю не давали спустить «Триумф» на воду: «Здесь вам не Питер, у нас свои порядки. У нас такие корабли не могут быть в частном владении». Но съемочная бригада с Ялтинской киностудии все же смогла договориться с чиновниками. Съемки проходили в лагере «Артек». «Триумф» поставили в грузовом порту «Массандра» и строго-настрого запретили ему выходить из порта. Но, как известно, нет таких запретов, которые нельзя нарушить: «Триумф» все же принял участие в праздновании 60-летия Ялтинской киностудии и даже разыграл там бой.

 

 

1991
Самыми непростыми и продолжительными (три месяца) оказались съемки фильма «Гардемарины-III» Светланы Дружининой. Работа над фильмом шла в дни августовского путча, когда власти ввели комендантский час, запретили собираться в большие группы, везде дежурили военные. Морские сцены снимали в Кронштадте, «Триумф» стоял на рейде у дамбы, все готовились снимать побег барона фон Брокдорфа, которого играл В. Раков. В это время неподалеку установили будку с комендантским взводом. Начинаются съемки — выходит лейтенант и требует больше трех не собираться. А в съемочной группе, разумеется, гораздо больше человек! Все делают вид, что расходятся, но, как только лейтенант поворачивается и направляется в свою будку, судорожно бросаются снимать. Так повторяется несколько раз. Команда в недоумении наблюдает это действо с борта судна, мобильных ни у кого нет, никто ничего не понимает. В итоге решили продолжить съемку на следующий день. Капитан и команда остались на борту. Проснулись — мимо скользят серые тени военных кораблей. Радиоприемника и прочих средств связи на «Триумфе» тогда не было, невозможно было выяснить, что происходило в стране. В итоге «Триумфу» приказали убираться, потому что на этом месте должен был разместиться запасной командный пункт. «Триумф» стал отходить. Только прошел под виадуком дамбы — по мосту несутся киношники, кричат сверху: «Никуда не уходите, продолжатся съемки!». В итоге «Триумф» так и метался между двух огней, но съемки закончились успешно. Кстати, именно тогда бриг и приобрел свой неповторимый облик: его тщательно декорировали под старый корабль, добавили украшений на бортах и корме, прорезали настоящие пушечные порты.

2006
Во время съемок фильма Э. Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви» «Триумф» во главе со своим капитаном показал себя как каскадер: для съемок сцены требовалось посадить корабль на мель, но каскадеры не знали, как это безопасно сделать. Тогда Борис Витальевич пообещал им, что все сделает сам: «Корпусом вылетел на берег, нос поднялся чуть ли не на метр, — вспоминает капитан. — Я просто знал, в каком месте такая штука пройдет безнаказанно. Когда всё засняли, я спокойно дал задний ход и сполз в воду». Случайным, но весьма ярким оказался другой момент: во время посадки на мель от довольно сильного толчка в клочья порвался старый парус, поднятый на мачте. Съемочная группа пришла в восторг и благодарила экипаж за зрелищный кадр. Они и не подумали, что это не было запланировано.

 

 

Борис Сидоровский попробовал себя и в качестве актера: еще на первом «Триумфе» сыграл эпизодическую роль в фильме Гурина «Россия молодая», а уже на этом корабле снялся в роли боцмана в «Гардемаринах-III» и фильме «Андерсен. Жизнь без любви», где ему досталась роль капитана при адмирале в исполнении А. Толубеева.

На борту «Триумфа» хранится книга почетных посетителей с благодарственными отзывами звезд первой величины: Эльдара Рязанова, Владимира Бортко, Сергея Мигицко, Сергея Рогожкина, Андрея Толубеева, Дмитрия Харатьяна, Михаила Боярского, Эдиты Пьехи, Эдуарда Хиля, Светланы Сорокиной, Юрия Гальцева, Аллы Баяновой, Сергея Овчарова, Ольги Орловой, Алёны Бабенко, Александра Невзорова, Геннадия Ветрова (который, к слову, познакомился со своей будущей супругой именно на борту «Триумфа»), представителей династии Романовых, капитанов, адмиралов и видных общественных деятелей со всего мира.

 

«Триумф» — учебная площадка

 

Осенью 2013 г. давно обсуждаемая идея включения парусного спорта в школьные занятия наконец-то реализовалась: у кадетских классов появилась возможность выходить в море на «Триумфе» (в настоящее время проект уже завершился). Прежде чем оказаться на борту в качестве дублеров команды, школьники проходят подготовку по программе Морской школы яхт-клуба Санкт-Петербурга, которая включает основы навигации, управления кораблем и прикладные дисциплины, необходимые в морском плавании. Первый выход в акваторию Финского залива состоялся в сентябре того же года, на нем были учащиеся двух кадетских классов школы № 253 Приморского района. Во время учебных выходов они под руководством опытных тренеров отработали основные практические навыки мореходства.

«Морская школа — это прекрасная возможность вплотную познакомиться с морем, а через мореплавание и со всем миром, и в то же время это большая работа, — комментирует Борис Сидоровский. — Наш корабль — исторический парусник. У нас нет ни лебедок, ни других приспособлений, упрощающих труд матросов. Все делается вручную, как при Петре I. Так что ребятам предстоит нелегкая работа. Зато именно так получаются настоящие моряки».

Обучение на «Триумфе» проходят не только кадеты. Ежегодно команда пополняется новичками, присоединиться к экипажу может любой желающий. Все, кто приходят, включаются в жизнь корабля. Для многих практический опыт навигации, полученный на борту «Триумфа», предопределил будущее: некоторые ребята после этого поступили в университет им. адмирала Макарова, один из них  впоследствии стал рулевым на учебном паруснике «Мир», другой выходец с «Триумфа» отслужил на флоте на крейсере «Аврора», еще один подопечный Бориса Сидоровского сделал карьеру профессионального моряка и в настоящее время служит старпомом на немецком газовозе.

 

Участие в мероприятиях, путешествия

 

«Триумф» — бессменный участник морских фестивалей и различных регат, куда его регулярно приглашают в качестве судейского судна. В самих гонках бриг не участвует: в России ему просто не с кем соревноваться. Но даже одно его присутствие украшает любой праздник, будь то День города или Морской фестиваль.

Среди основных мероприятий, в которых «Триумф» принимает участие, — гонка «Кубок 100 миль», Санкт-Петербургская неделя классических яхт, молодежная парусная неделя в Приморске, Дни города в Кронштадте и Санкт-Петербурге, День ВМФ, фестиваль авторской песни «Струны фортов», Балтийский морской фестиваль, Ораниенбаумский морской фестиваль, где «Триумф» традиционно открывает соревнования залпом из пушек, различные мероприятия, проходящие в яхтенном порту «Геркулес», который несколько лет предоставлял бригу бесплатную стоянку, и многие другие.

Для гостей ежегодного Морского фестиваля, проходящего у стен Петропавловской крепости в августе, команда «Триумфа» и участники студии европейского историко-сценического фехтования «Силуэт» устраивают настоящее шоу, инсценируя взятие корабля на абордаж.

«Триумф» совершает регулярные прогулки по Финскому заливу, к фортам Кронштадта, бывает в Ораниенбауме, Приморске, Шлиссельбурге и Выборге.

1992

26 июля 1992 г. в Кронштадте состоялась церемония возвращения Андреевскому флагу статуса Военно-Морского флага России, в которой принял участие и «Триумф». Это событие приурочили ко Дню военно-морского флота. По общему сигналу на кораблях, катерах и судах был произведен торжественный спуск военно-морских флагов, вымпелов СССР и торжественный подъем военно-морских флагов и вымпелов Российской Федерации.

1993

Этот год стал звездным часом «Триумфа». Именно тогда он совершает свое масштабное европейское путешествие по маршруту Санкт-Петербург — Стокгольм — Копенгаген — Осло — западное побережье Дании  Амстердам — Антверпен — Гамбург и обратно. Борис Сидоровский с гордостью вспоминает, как в Северном море «Триумф» попал в серьезный шторм и без особого труда прошел боевое крещение, выдержал все испытания, оказался действительно мореходным судном.

1996

Проходит празднование 300-летия военно-морского флота. Нева заполнена военными кораблями, публика смотрит замечательный парад, а в центре всего этого — «Триумф», единственный гражданский корабль, принимающий участие в торжестве.

2000

В Санкт-Петербурге возрождается праздник «Алые паруса» после многолетнего забытия. В главной роли театрализованного представления по мотивам повести А. Грина — бриг «Триумф»

2003

Празднование 300-летия Санкт-Петербурга прошло в городе с небывалым размахом, особое внимание уделялось празднику на воде — на рейде Петропавловской крепости собралась флотилия российских и иностранных парусников и множества яхт, устроивших представление «полонез под парусами».

2015

Одной из важных вех в жизни «Триумфа» стал поход на остров Новик под предводительством Сергея Семеновича Шихарева. В 1997 г. участники шлюпочного похода «Дорогами Петра Великого», члены клуба юных моряков «Адмиралтеец», возглавляемые С. С. Шихаревым, обнаружили на маленьком острове, расположенном в Выборгском заливе, старинное кладбище русских моряков и фундамент разрушенной часовни. По возвращении руководитель похода С. С. Шихарев добился разрешения на работу в Военно-морском архиве, где ребята нашли документальное подтверждение своей находке: да, здесь, на маленьком острове в Выборгском заливе, в позапрошлом веке располагался своеобразный пантеон русских военных моряков, первые захоронения которого появились еще во время русско-шведской войны 1788–1790 гг. С середины XIX в. здесь стали хоронить главным образом моряков Практической эскадры Балтийского флота. А в XX в. вандалы срезали на металлолом чугунные кресты и ограду, разрушили часовню, все пришло в запустение. «Адмиралтеец» взял над кладбищем шефство. Каждый год участники шлюпочных походов приходили на Новик и постепенно восстанавливали разрушенное. В настоящее время под руководством С. С. Шихарева и при помощи клубов юных моряков Санкт-Петербурга, Кронштадта, Костромы, Павловска и Северодвинска на кладбище восстановлено 59 могил. А в 2002 г. меценат Юрий Борисович Степанов на собственные средства восстановил деревянную часовню.

Команда «Триумф» расчистила могилы моряков и поправила кресты. В планах «Триумфа» — приходить на Новик каждый год и следить за кладбищем.